Напомним, что в Крыму стартовал проект, при поддержке Фонда президентских грантов – “Защитим потребителя!”. Просветительский семинар на тему защиты прав потребителя, проходил с участием замглавы администрации Сакского района Рустема Халитова, сотрудников Роспотребнадзора, Прокуратуры и Общественной Палаты РК.
Открыла семинар Член Общественной палаты Крыма и член общественного совета при УФНС по РК – Ольга Собещанская, которая в своем выступлении раскрыла основные задачи проекта – это повышение правовой грамотности населения по вопросам защиты их потребительских прав, оказание бесплатной комплексной помощи по защите прав потребителям, привлечение внимания органов власти, бизнеса, общества к проблемам защиты прав потребителей.
Член Общественной палаты Крыма дала обоснование социальной значимости проекту, т.к. Проект направлен на повышение правовой грамотности населения Республики Крым в вопросах защиты прав потребителей, оказание бесплатной юридической помощи и защите законных прав потребителей из социально незащищенных слоев.
Для крымчан это особенно актуально, т.к. за четыре года нахождения в новом законодательном поле РФ люди еще не научились пользоваться возможностями защиты своих прав, предусмотренных российским законом о защите прав потребителей. И у юристов нет достаточного опыта в работе с этим законом.
А правовая грамотность предпринимателей находится на низком уровне. Людям из социально незащищенных слоев особенно трудно отстаивать свои права. Это требует денег, времени, знаний, умение вести переговоры. И многие из них от незнания законодательства, от бессилия впадают в панику, разочаровываются в торжестве справедливости, теряют уверенность в защите и поддержке со стороны государства.
Проект нацелен на снятие напряженности среди наиболее уязвимых слоев населения, повышение их правовой грамотности, адресной практической помощи потребителям. По данным Межрегионального управления Роспотребнадзора по РК и г. Севастополь только за 2017 год зафиксировано 5 тыс. обращений по вопросам нарушения прав потребителей. Проведено более 1000 проверок, в том числе по обращениям граждан, составлено более 900 административных штрафов.
Имеющимся количеством специалистов МУ Роспотребнадзора по РК и г. Севастополь не представляется возможным организовывать и проводить обучающие семинары для повышения правовой грамотности у широкого круга населения Крыма. В основе их деятельности – реагирование на жалобы и плановые проверки предпринимателей, их полномочиями не предусмотрено разрешение конфликтной ситуации на начале спора между потребителем и поставщиком услуг или продавцом.
В большинстве случаев помощь нужна не в суде, а у истоков конфликта. Роспотребнадзор может вступиться за обманутого потребителя лишь после того, как продавец не согласился с письменной претензией покупателя, или не выполнил свои обязательства. Однако далеко не все могут грамотно написать и подать претензию, грамотно разъяснить продавцу законодательство. Реализация проекта будет осуществляться юристами и специалистами, имеющими высшее юридическое и профессиональное образование и опыт предоставления правовой помощи в сфере защиты прав потребителей.
Предполагается сотрудничество со специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК.
Далее о правах потребителя при приобретении товаров и оказании услуг и способах защиты прав потребителя рассказала собравшимся начальник отдела защиты прав потребителей Межрегионального Управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю Виктория Воронова .
По вопросам правоприменительной практики по надзору за исполнением законодательства в РК и на территории муниципального Сакского района, об ответственности за неисполнение данного законодательства выступила помощник Сакского межрайонного прокурора Татьяна Милосердова.
Председатель КРОО «Союз предпринимателей и потребителей» Алексей Куклев рассказал о порядке обращения потребителей в общественную организацию.
В ходе проведения семинара были рассмотрены нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами в сфере правоотношений, существующих на потребительском рынке (непредставление потребителю необходимой информации, обман потребителей (обсчёт, обвес) вопросы по защите прав потребителя при приобретении товаров и оказании услуг, способы защиты прав потребителя разъяснил юрист проекта Владимир Мюллер. Так же юристом проекта был проведен прием граждан и индивидуальное консультирование потребителей.
Об авторе